Вызовы времени переформатируют подготовку IT-безопасников

Вызовы времени переформатируют подготовку IT-безопасников


Лучшим специалистом сегодня становится практик-исследователь


Значительно увеличена подготовка вузами специалистов по IT и информационной безопасности, количество мест за счёт государственного бюджета возросло до 30%. Процесс обучения по этим направлениям в Финансовом университете построен по принципу научно-технологического образовательного кластера: студенты не только изучают теорию по учебникам, но и решают актуальные практические задачи отрасли.

ПАРТНЁРСТВО С ПРАКТИКАМИ

Научно-технологически и практико-ориентированный учебный процесс невозможен без тесного партнёрства с пулом лучших отраслевых организаций-партнёров. Такие компании при государственном софинансировании определяют конфигурацию подготовки специалистов в области информационной безопасности. Принятый подход позволяет вовлекать студентов в проектную деятельность с самого начала обучения.

По окончании бакалавриата на рынок труда приходит готовый специалист «мидл»-уровня, с опытом реализации решений для бизнеса, который может претендовать и на существенно более значимую заработную плату. Потребности экономики диктуют и смещение фокуса подготовки специалистов в области информационной безопасности в сторону изучения искусственного интеллекта для обеспечения кибербезопасности. Востребованные специалисты должны обладать базовым знанием прикладного математического аппарата, прикладной информатики, а также специальными компетенциями информационной безопасности.

НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИИ

Одним из приоритетов научно-технологического развития России является противодействие угрозам для общества, экономики и государства. Одной из самых значимых на сегодня угроз становятся киберугрозы. Обучение студентов методам и технологиям мирового уровня для мониторинга и противодействия атакам в киберфизических и компьютерных системах и сетях, в том числе IoT, социальных сетях, мессенджерах и других системах обмена информацией.

Выстроенный описанным образом учебно-воспитательный процесс помогает выпускникам не просто уметь находить закономерности в исходных данных, а обнаруживать с высокой достоверностью правонарушителей, которые специально скрывают свою активность. Например, внедрение технологий искусственного интеллекта определяет необходимость учета ряда возникающих рисков и новых угроз. Так, нарушители могут учитывать особенности применяемых методов искусственного интеллекта для целенаправленного снижения эффективности защиты.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

Среди ключевых направлений − процессы интеллектуального управления распределенной обработкой больших объемов данных, в том числе на основе свободного программного обеспечения. Постоянный рост объема и разнородности информации, генерируемой информационными системами, а также требования к оперативности обработки этой информации в условиях резко возрастающего количества меняющихся по алгоритмам своей реализации программно-информационных воздействий обуславливают необходимость обучению новейшим методам искусственного интеллекта для повышения эффективности мониторинга и противодействия угрозам кибербезопасности.

Таким образом, в процессе обучения у студентов формируются устойчивые компетенции в области мониторинга и противодействия киберугрозам. Вырабатывается  понимание моделей, методик и алгоритмов на базе методов искусственного интеллекта для мониторинга и противодействия киберугрозам в компьютерных сетях, киберфизических системах, социальных информационных сетях. Наши студенты усваивают принципы  архитектуры программных комплексов противодействия киберугрозам, пользовательских интерфейсов с системой разграничения доступа для обеспечения возможности управления программными комплексами; тестирования программных комплексов.

Благодаря описанной конфигурации учебно-воспитательного процесса  компетенции выпускника Финансового университета − специалиста в области кибербезопасности затрагивают весь спектр прикладных задач с применением искусственного интеллекта. Включая обработку сетевого трафика, событий безопасности, связей между сетевыми и социальными объектами, текстовой визуальной, звуковой и другой информации, а также системы контроля разграничения доступа, анализа и прогнозирования поведенческой активности и защищенности информации.
 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Сергей ГАТАУЛЛИН,
заместитель декана Факультета информационных технологий и анализа больших данных Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации:

− Наш факультет придает большое значение запросам рынка труда и оперативно реагирует на изменения ландшафта предметной области. Так в этом году в Департаменте информационной безопасности заработала лаборатория искусственного интеллекта по обеспечению кибербезопасности, в который российские ученые совместно с зарубежными партнерами из Китая, ЮАР, Индии, Казахстана и Белоруссии проводят исследования моделей и методов машинного обучения в целях противодействия киберпреступлениям
.

#образование #IT #информационная_безопасность #кадры #вузы